Прокладывают кабели и не только. Где работают кабелеукладчики?
Журнал Строительная техника и оборудование
Скачать PDF

Прокладывают кабели и не только. Где работают кабелеукладчики?

СКАЧАТЬ PDF
Уверены, что большинство из вас мало что знают о таком оборудовании, как кабелеукладчики. Тем не менее, есть отрасли, где без них не обойтись. Предлагаем вам разобраться в особенностях данной техники, а также узнать о доступных моделях отечественного и зарубежного производства

Сегодня кабелеукладчики - это товар штучный. Несмотря на их очевидное преимущество (укладка кабелей происходит одновременно с рытьем), сама сфера использования данного типа техники довольно узкая, а увеличение спроса на машины происходит главным образом при запуске общегосударственных инфраструктурных проектов. Хотя все и не так однозначно. Как отметил директор завода "ДСТ-Урал" Алексей Синельников, их можно задействовать и для выполнения ряда других работ: "Как только прекращается расширение сетевой инфраструктуры в масштабах государства, кабелеукладчики становятся, казалось бы, невостребованными. Но этой машиной можно укладывать не только кабель, но также полиэтиленовые трубы, газовые трубы до 32 мм (пробовали до 57 мм), водопровод".

Именно укладкой труб занимается экземпляр, который мы нашли в парке в РУП "Белдорсвязь" (Беларусь). Нам удалось увидеть данную машину в работе, а также побеседовать со специалистами компании.

Рынок Беларуси. Кабелеукладчик, который проложил более 2 000 км труб

Немецкая компания Brettmeister монтирует спецоборудование на бульдозеры Komatsu и других брендовИсточник фото: exkavator.ruНемецкая компания Brettmeister монтирует спецоборудование на бульдозеры Komatsu и других брендов

В белорусской компании с помощью кабелеукладчика прокладывают защитную политиленовую трубу диаметром 40 мм вдоль автодорог с последующей задувкой в нее волоконно-оптического кабеля: перед подрядчиком стоит задача выполнять соответствующие работы на каждом километре реконструированных дорог, и на данный момент "трудовой стаж" машины уже превысил 2 000 км. Машина (модель RKP-210 на базе бульдозера Komatsu D65PX японской сборки) была приобретена в 2011 году. Установкой оборудования занимались специалисты немецкой компании Brettmeister (могут осуществить монтаж на любой бульдозер с гидростатической или гидродинамической трансмиссией), а обслуживание кабелеукладчика в настоящий момент осуществляется совместно с белорусским дилером Komatsu - ИООО "ИКО МАШИНЕРИ".

 В основном РУП "Белдорсвязь" ведет работы на глубине 1,5 м, но возможности техники достигают 1,6 м. Производительность - порядка 1,5 км/ч, при этом возможно одновременно прокладывать пакет из нескольких кабелей или защитных полиэтиленовых труб. Сам процесс выглядит следующим образом: под действием вибраций рабочего органа происходит разрезание грунта в траншее, одновременно выравнивается подошва кабельной трассы. После завершения работ следов практически не остается: техника не разрушает верхний слой грунта и уплотняет после себя траншею. Если же говорить о грунтах, на которых может работать кабелеукладчик, то главным образом это грунты 1-4 категории твердости (при определенных условиях - 5 категория). Также возможна укладка кабелей и труб через небольшие водоемы (помещаются в грунт водоема).

Прокладка защитно-политиленовой трубы диаметром 40 мм вдоль автодорог БеларусиИсточник фото: exkavator.ruПрокладка защитно-политиленовой трубы диаметром 40 мм вдоль автодорог Беларуси

Общая масса машины на базе бульдозера Komatsu составляет почти 32 тонны, и, как пояснили в компании, необходимости в технике более тяжелого класса они не видят: в этом случае ужесточаются требования для транспортировки оборудования по дорогам общего пользования.

Главный технолог РУП "Белдорсвязь" Василий Малохвей ответил также на наш вопрос о востребованности кабелеукладчиков в республике: "Рынок оптоволокна в Беларуси развивается. У "Белтелекома" и других телекоммуникационных операторов есть планы по модернизации своих сетей, т.к. оптический кабель служит порядка 20 лет. Кроме того, в республике существует единая государственная сеть передачи данных, к которой постепенно присоединяются другие базы данных (другие предприятия). Это позволяет говорить о том, что направление прокладки кабеля будет приоритетно в ближайшие 5-10 лет".

Несмотря на значительные объемы работ, планов по приобретению дополнительных единиц оборудования у компании нет. В целом же кабелеукладчики есть также в автопарках таких белорусских предприятий, как "Минсктелекомстрой" и ЗАО "Гортелекомстрой", которые используют б/у машины, привезенные из Европы.

Рынок России: техника отечественного и зарубежного производства

Модель российского производства - ТМ10.00 ГСТ15 КВГ-280Источник фото: tm10.ruМодель российского производства - ТМ10.00 ГСТ15 КВГ-280

А как обстоят дела непосредственно на российском рынке кабелеукладчиков? На эту тему мы смогли пообщаться с представителями таких компаний, как "ДСТ-Урал", "Агро-Строительные Технологии" и "Русбизнесавто".

В настоящий момент отечественный завод "ДСТ-Урал" имеет заказы на две машины (хотя в прошлом году поставок не было), и в ближайшем будущем рассчитывает нарастить объемы продаж. Такой оптимистичный прогноз связан с введением нового стандарта по пропускной способности сетей: для замены существующей инфраструктуры, которая не соответствует ужесточенным нормам, будет нужна специализированная техника.

Текущая линейка предприятия включает модель массой 28 т (вес без кабеля). Основные характеристики ТМ10.00 ГСТ15 КВГ-280 таковы: машина прокладывает кабель на глубине до 1,5 м со скоростью 2,5 км/ч, диаметр кабеля может достигать 50 мм (опция - 80 мм), диаметр барабанов - от 2,25 до 2,5 мм. Трансмиссия - гидростатическая, габаритная ширина машины - 2,5 м. Также ранее специалистами завода был разработан кабелеукладчик в классе 23 т. А кроме этого - подводная версия, которая способна работать на глубине до 40 м. По словам коммерческого директора завода А.Синельникова, подводных моделей в мире всего три (производства "ДСТ-Урал", Komatsu и Caterpillar). Но если у техники других брендов вывод выхлопных газов осуществляется через трубу, то российский завод разработал разделяемую платформу: рабочий орган отдельно от базы движется по дну, при этом двигатель расположен на внешней платформе. Данная машина, например, использовалась для прокладки кабеля по дну Байкала и укладывала оптоволокно на Сахалине.

В линейке Vermeer есть кабелеукладчики как для промышленного применения, так и для частного сектораИсточник фото: vermeer-act.ruВ линейке Vermeer есть кабелеукладчики как для промышленного применения, так и для частного сектора

В свою очередь американская компания Vermeer (в России и Беларуси продукция реализуется дилером ООО "Агро-Строительные Технологии") предлагает в качестве опции установку кабелеукладчика и держателя барабана на все выпускаемые производителем траншеекопатели. На сегодняшний день это 10 моделей различного класса, как ручного типа, так и с операторской кабиной, что позволяет использовать технику и для благоустройства частного сектора, и при промышленной прокладке электросетей и оптоволокна. Почти для всех машин предусмотрен пульт дистанционного управления, кроме самых младших моделей класса Mini.

Специалисты китайской компании SHEHWA (российский дистрибьютор - "Русбизнесавто") монтируют кабелеукладочное оборудование на бульдозер TS165-3 с гидростатической трасмиссией. Рабочий вес машины - 21,6 т, предельная глубина укладки кабеля - 1,6 м, максимальный диаметр кабеля - 40 мм, диаметр катушки - 1,8 м. Работы осуществляются со скоростью 2,5 км/ч.

Отметим, что и Vermeer, и SHEHWA только начинают развивать данное направление на российском рынке, в связи с чем примеров конкретных поставок представители данных брендов нам пока привести не смогли.

Модель из Китая: SHEHWA TS165-3Источник фото: rbauto.ruМодель из Китая: SHEHWA TS165-3

В числе других производителей стоит упомянуть также Ditch Witch и Bron. Первая компания, как и Vermeer, специализируется на высокоэффективном технологическом оборудовании, в т.ч. траншеекопателях и кабелеукладчиках. А Bron работает по схожей с Brettmeister схеме: устанавливает оборудование на бульдозеры мировых производителей. Продукцию данного бренда в Россию поставляет компания "КапСтройТраст", но начиная с 2006 года было реализовано всего порядка четырех единиц техники. Также мы смогли узнать как минимум об одной поставке кабелеукладчика ЧЕТРА: в 2013 году машина было доставлена для работ на проекте ОАО "Газпром" - "Южный поток".

Еще больше вариантов сегодня представлено в сегменте б/у оборудования и на рынке аренды: в объявлениях можно встретить технику Komatsu, Caterpillar, Foeckersperger, ЧТЗ, ЧЗТС, МРМЗ и нескольких других производителей.

Цена вопроса

В 2019 году "ДСТ-Урал" планирует отгрузить клиентам два кабелеукладчикаИсточник фото: tm10.ruВ 2019 году "ДСТ-Урал" планирует отгрузить клиентам два кабелеукладчика

Если говорить о конкретных ценах на технику, то наиболее открытым в "финансовом вопросе" является завод "ДСТ-Урал": информация представлена непосредственно на сайте предприятия. Стоимость модели ТМ10.00 ГСТ15 КВГ-280 по состоянию на июль 2019 года и с учетом действовавшей на тот момент 15-процентной скидки составляла чуть менее 15,5 млн рос. рублей. Импортные машины, которые можно отнести к премиум-классу, стоят гораздо выше: речь уже идет о 600 000 - 700 000 евро. Аналогичные подержанные машины (в сборке) при этом можно найти за сумму порядка 400 000 евро.

Отметим, что еще больше цен на конкретные модели техники (продажа и аренда) можно найти в Торговой системе спецтехники.

В завершение обзора также приведем данные о техническом обслуживании кабелеукладчиков. Как нам рассказали в РУП "Белдорсвязь" (напомним, что используемое в компании оборудование смонтировано на базе бульдозера Komatsu), финансовые затраты на ТО, которое производится каждые 500 мч, составляют порядка 2 700 бел. рублей. С учетом курса по состоянию на июль 2019, это около 1 170 евро. При этом подрядчик самостоятельно изготавливает быстроизнашиваемые детали для ножа и кассету, через которую подается кабель или полиэтиленовая труба.


За помощь в подготовке обзора выражаем благодарность компаниям "Белдорсвязь", "ИКО МАШИНЕРИ" (белорусский дилер Komatsu), "ДСТ-Урал", "Агро-Строительные Технологии" (дилер Vermeer), "Русбизнесавто" (дистрибьютор Shehwa) и "КапСтройТраст" (бренд Bron).

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4,5
5
1
14
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.