Строительные и сырьевые компании многих стран мира прошли этап пополнения собственных технических мощностей за счёт приобретения подержанной спецтехники иностранного производства. И многочисленные компании, возникшие подобно грибам после дождя на просторах СНГ, в том числе и на Дальнем Востоке, не являются исключением из общего правила. Причём «бэушная» техника из «Страны восходящего солнца», прошедшая полноценную сервисную подготовку ко второму «жизненному циклу» эксплуатации, продолжает отличаться высокой степени надёжности в своём использовании. А это особенно актуально для компаний, которые не имеют своей ремонтной базы.
Кроме того, японскую технику отличают высокая производительность, экономичность, а также эргономичность рабочих мест. Интересно, что это результат ожесточённой конкуренции японских компаний производителей вначале между собой на ограниченной территории этого островного государства, а затем - и на международных рынках сбыта с прежними мировыми лидерами. «Пусть будет стар японский конь, но русской борозды он не испортит».
В Японии по меркам экономически развитых стран в течение последних 11 лет наблюдается «экономический кризис», который сопровождается прогрессивной реструктуризацией народного хозяйства с дальнейшей переориентацией инвесторов на наукоемкие отрасли производства. Благодаря этому у импортёров можно приобрести как практически новую технику (1999-02 гг. вып.), причем на 30-40 % дешевле той, которая только что была выпущена, так и технику, изготовленную ранее. В наибольшей степени начинающим строительным и горнорудным компаниям в странах СНГ, которые проходят этап становления, подходит спецтехника 1995-97 гг. выпуска, отличающаяся приемлемым соотношением цены и качества.
Интересен также тот факт, что в Японии имеет широкое распространение экономическая модель, при использовании которой строительная компания покупает технику под конкретный объект и по его завершении распродаёт недавно купленные машины через аукционы либо через фирменные СТО. А сравнительно небольшая, хорошо обжитая территория страны определяет меньший износ техники, нежели, например, тот, что наблюдается у европейских аналогов, которые обслуживают «Европу без границ»
Экскаваторы
Среди японских производителей экскаваторов соперничают известные компании, такие как «Komatsu», «Caterpillar», «Hitachi», «Furukawa», «Ishikawajima», «Kubota», «Kato», «Sumitomo» и др. Они выпускают нескончаемый ряд экскаваторов от класса mini с ковшом объёмом 0,004 м3 и массой 185 кг (Kobelco SS1 /2] до гигантских машин с объёмом ковша 15м3 и массой 330000 кг [ЕХ3500-3]. У нашего восточного соседа экскаватор уже давно перестал быть просто землеройной машиной. Имея дополнительную гидравлическую систему [PIPING] и специальные насадки, такая машина способна осуществлять резку и погрузку металла, разбирать здания высотой до 50 м, забивать сваи и шпунт, сортировать щебень по фракциям, бурить отверстия, катать асфальт, дробить и фрезеровать камни, трамбовать грунт, планировать откосы, укладывать бревна и трубы, подрезать кроны деревьев и т.п.
Краны
Японские краны - это воплощение передовой инженерной мысли. С такими машинами можно с легкостью строить не только дома, но и египетские пирамиды. Краны Tadano, Kato, Kobelco, Sumitomo, Komatsu, Hitachi и Unic выпускаются грузоподъёмностью от 3 до 1300 т и способны поднимать грузы на высоту до 200 м. Автомобильные краны имеют стандартный вылет стрелы до 45 м, дополнительный телескопический «гусёк» с автоматической регулировкой угла наклона и установкой на основную стрелу, а также имеют повышенную проходимость и маневренность, сравнимую разве что с вездеходами.
Надёжность этих машин подтверждает их эксплуатация в условиях дальневосточного и сибирского климата в течение 30 лет и более. Установленные в них бортовые компьютеры способны в автоматическом режиме диагностировать все системы крана и выявлять неполадки, определять массу груза с точностью до 1 кг, а также могут оказать помощь оператору при выборе оптимального режима работы.
Компрессоры
Эти агрегаты в странах СНГ отождествляются с чем-то ужасно грохочущим, буквально пожирающим дизтопливо, и ручьями масла, пролитыми на асфальт. В Японии компании «Denyo» и «Airman» выпускают стандартные компрессоры производительностью от 1,4 м3/мин. [DPS-50SSB: 1220*685*755 мм; 310кг)до 54,4 мУмин. fDPS-1850SSB:
Помимо этого японские компании выпускают бульдозеры, грейдеры, катки, асфальтоукладчики, бетононасосы, дробильные машины, буровые установки, самосвалы, бетоносмесители, тягачи, термосы и рефрижераторы, автоцистерны и топливозаправщики. А бортовые машины часто оборудуются кранами, призванными помогать людям решать их повседневные задачи
Как покупать японскую технику
Существует несколько подходов к покупке японской техники, бывшей в употреблении.
Первый из них предназначен для покупателей, которые не могут позволить себе приобрести качественную и надёжную технику. В эту категорию потенциальных пользователей входят компании, начинающие свой бизнес, ограниченные в финансовых ресурсах, а также посреднические структуры, которых волнует только предлагаемая цена и объявленный год выпуска модели, как правило завышенный от реального на 5-20 лет. Такая техника покупается на японских свалках по бросовым ценам, близким к цене металлолома. Она характеризуется присутствием скрытых, а иногда и явных дефектов, наличие которых запрещает её эксплуатацию. После переправки её на территорию России такая техника проходит косметический ремонт и выставляется на продажу. К человеку, купившему такую машину, подходит поговорка «скупой платит дважды».
Второй подход предназначен для компаний, которые хотят покупать качественную спецтехнику 1994-2000 гг. выпуска. Она приобретается на аукционах в Японии либо через СТО фирм-производителей, таких как: «Kato», «Kobelco», «Komatsu» и «Hitachi». Как известно, аукцион - это место, где происходит продажа по нефиксированным ценам. Последние же зависят от спроса на каждое конкретное предложение. При покупке техники посредством аукциона можно точно судить о её состоянии на основании аукционного листа. Это документ, который заполняют осматривающие машину перед её выставлением на торги аукционные эксперты. Он содержит год выпуска, пробег и наработку моточасов, наличие неисправностей, если таковые имеются, а также произведенный ремонт за время эксплуатации техники. Большинство аукционов имеют свои системы оценки, но обычно оценка «S» означает новый, в отличном состоянии; оценка от «4» до «5» означает «хорошее состояние машины», «3»-«4» - «нормальное», а «1»-«2» - «машина в плохом состоянии». Плохая оценка может иметь различные причины. Например, снижает оценку большой пробег. Оценки «О», «R», «Ra», «Р» означают: |автомобиль ремонтировался. Правда, при этом трудно понять, что послужило причиной ремонта: ДТП, заводской дефект или условия эксплуатации. Как, впрочем, и масштаб и качество ремонта: мелкий или крупный, хороший или плохой. Данные, приводимые в аукционном листе продавцами, проверяются через сервисные станции, на которых техника обслуживалась за время своей эксплуатации. А за их искажение предусмотрена правовая ответственность.
Далее машина по желанию покупателя может пройти техническую предпродажную подготовку с заменой всех изношенных элементов и доведением её до состояния «имитация новой» в сервисных центрах на территории Японии. После этого по своим техническим показателям такая техника вполне может быть сравнима с новой.
Третий подход рассчитан на компании, которые покупают «новую» технику. В этом случае рекомендуется покупать технику 2001-03 гг. вып. с минимальными пробегами и наработками. Идя по этому пути, можно сэкономить до 40 % своих средств, если сравнивать стоимость своего приобретения с ценой аналогичной, но новой техники