В данном случае тестировать предстояло совсем нешуточные по размерам агрегаты – фронтальные погрузчики одного и того же производителя, грузоподъемностью 3 и 5 тонн. На что способны данные машины и как решены конструктивные нюансы в данных моделях? С этими вопросами и нужно было разобраться по ходу осмотра. Тест – знакомство происходило на территории НПО «Агросервис». С моделями данной марки здесь работают четвертый год и на данный момент получили немало положительных отзывов. Для ознакомления были предоставлены два фронтальных погрузчика компании Foton Lovol: FL956F - грузоподъемностью 5 тонн, а также FL936F, рассчитанный на подъём 3 тонн груза. Под стать грузоподъемности, слегка различаются и основные задачи, под которые обычно приобретаются такие машины. Если для 3-тонных фронтальных погрузчиков самыми распространенными становятся погрузка стройматериалов, грунта или снега, то для 5-тонников больше подходит массовая погрузка грунта, щебня и других каменистых пород. Поскольку разрабатывались эти машины одновременно, то и по дизайну они одинаковы. Более крупный фронтальный погрузчик Foton Lovol FL956F выглядит как увеличенный при помощи «ксерокса» FL936F.
Тестирование началось с испытаний одного из фронтальных погрузчиков в действии. Поскольку часть тестовой площадки была завалена снегом, поставить рядом две машины не представлялось возможным из-за этих больших сугробов. Но для того и ковш, чтобы им можно было переместить любые горы и завалы. Огромная машина с гигантским по обычным меркам ковшом, грузоподъемностью 5 тонн принялась за расчистку метровых сугробов. Подобную картину увидишь нечасто, поскольку с уборкой снежных заносов обычно справляются и более скромные аппараты. Собственно, работа была выполнена за 2 прохода – и пространство размером с волейбольную площадку было расчищено до приемлемого уровня. По ходу действия была продемонстрирована и еще одна привлекательная особенность такого фронтального погрузчика – способность без особых проблем маневрировать на ограниченной площадке, благодаря шарнирно – сочлененной раме.
Двигатель фронтального погрузчика FL956F – Weichai - Deutz – рядный 6-цилиндровый дизель объемом 9 726 см3, мощностью 220 л.с. Пик крутящего момента в 843 Нм достигается в пределах 1 400 – 1 500 об/мин. Для «трехтонника» в качестве силового агрегата также использован 6-цилиндровый дизель, но объемом поменьше - 6 234 см3 и соответствующей мощностью - 125 л.с. Открыв кожух капота, расположенный сзади погрузчика, можно получить удобный доступ к двигателю и всем необходимым деталям и фильтрам при проведении ТО.
Коробка передач обоих фронтальных погрузчиков – ZF, автоматическая, с двумя диапазонами скоростей и возможностью задействовать пониженную передачу. Диапазоны трансмиссии переключаются с помощью небольшого подрулевого рычажка с левой стороны. Справа под рулем размещается рычажок поворотников, на который вынесен и ряд дополнительных переключателей. Интересным решением стал приборный щиток. По своей архитектуре он напоминает калейдоскоп, но при этом все пиктограммы и шрифт надписей легко читаемы и сложностей со считыванием показаний этих приборов не возникает. На нем расположились шкалы температуры и давления масла в двигателе и гидравлической системе, а также температуры охлаждающей жидкости, зарядки батареи, счетчика моточасов и ряда других параметров. Снизу, под стойкой рулевой колонки, расположены всего две педали – газ и тормоз, а справа от сиденья - два рычага, управляющих движениями стрелы и ковша. Таким образом, благодаря применению АКПП, в рабочем пространстве оператора присутствует лишь необходимый минимум рычагов - что облегчает условия работы и способствует снижению утомляемости. На удобном в хвате рулевом колесе имеется рукоятка – бобышка, помогающая в ситуациях, где на небольших площадках приходится маневрировать, часто выворачивая руль от упора до упора.
Конструкторы постарались создать надежный и недорогой аппарат для выполнения соответствующих задач. В частности, для обеспечения долговечности механической части конструкции, рама и шасси были рассчитаны со значительным коэффициентом запаса. При разработке машины широко применялись методики 3D-моделирования. А проблему надежности исполнительных механизмов гидравлики решили путем подбора оптимальных геометрических параметров гидроцилиндров с использованием компонентов фирмы Bosch. Также, в системе гидравлики применена оптимальная для таких работ схема с двумя гидронасосами.
Улучшению обзорности для оператора фронтального погрузчика способствуют широкие изогнутые стекла кабины спереди и сзади. Облегчить маневрирование призваны наружные панорамные зеркала заднего обзора. Сравнительно небольшой по размерам и скошенный назад кожух моторного отсека способствует улучшению обзора назад. Для работ в темное время суток предусмотрено несколько фар – четыре спереди кабины и две - в её задней части. Ну и, само собой, присутствуют здесь «поворотники» и «габариты».
Вход в кабину облегчен благодаря нескольким поручням, оптимальным по конструкции ступенькам и противоскользящему покрытию верхней площадки. Двери предусмотрены с обеих сторон кабины – это также частенько выручает в процессе работы. Имеются на корпусе и специальные фиксаторы, с помощью которых можно закрепить эти двери в открытом положении.
Компания Foton Lovol относится к молодым и стремительно развивающимся производителям. Во второй половине 1990-х годов это была сравнительно небольшая компания с персоналом около 500 человек, которая выпускала различную сельскохозяйственную технику. За десять лет объемы производства выросли более чем в 200 раз и на данный момент времени Shandong Foton Lovol Heavy Industries Co Ltd. автопроизводитель с численностью персонала около 10 000 человек, предлагающий широкую модельную гамму техники различного типа. Компания сертифицировала свое производство по стандарту ISO9001.
Фронтальные погрузчики понравились прекрасным соотношением цена – качество. Что касается особенностей управления – то здесь всё было предсказуемо просто - руль вращается без каких-либо усилий, поскольку поворотом шарнирно-сочлененной рамой заведуют мощные гидроцилиндры. Движениями ковша управляют два рычага справа от оператора. Один из них управляет подъемом стрелы, другой - поворотом ковша. Уровень шума в кабине также сравнительно невысокий.
Недоумение вызвал лишь один фактор – недостаток технической информации по конструкции этих машин. В техническом же описании и аннотациях, которые удалось найти, частенько встречаются такие словесные недоразумения, как: «позиция шага изменяемой скорости – два шага поступает вперед, а один поступает назад» (число передач – две скорости вперед и одна назад) или «циклический образ холодного давления масла» (принудительная циркуляция масла (для охлаждения)). Возможно, просто не удалось найти хорошего переводчика с китайского на русский. Но не будь подобных трудностей перевода и путь к сердцу российских потребителей мог бы стать значительно короче. Тем более что в английской версии данного описания таких казусов раз-два и обчелся.
Фронтальный погрузчик обладает привлекательным дизайном. Своеобразно выполнены кабины фронтальных погрузчиков с характерными изогнутыми передним и задним стеклами. Задний противовес одновременно выполняет функции бампера и защиты нижней части моторного отсека. Качество окраски поверхностей этих фронтальных погрузчиков также произвело приятное впечатление.
Данные модели фронтальных погрузчиков полностью соответствуют заявленным приоритетам компании - производить технику хорошего качества при обеспечении доступных, конкурентоспособных цен. Они неплохо подойдут в качестве бюджетного решения проблем погрузки.
Технические характеристики фронтального погрузчика Foton Lovol FL956F (FL936F)
Обозначение двигателя | WD615 (TD 226B) |
Тип двигателя | рядный 6-цилиндровый, дизельный (рядный 6-цилиндровый, дизельный) |
Рабочий объём | 9 726 см3 (6 234 см3) |
Номинальная мощность | 220 л.с. (162 кВт)/ 2 200 об/мин (125 л.с. (92кВт)/ 2 100 об/мин) |
Максимальный крутящий момент | 843 Нм/ 1 400 – 1 500 об/мин (460Нм/ 1 400-1 600 об/мин) |
Привод | 4 ведущих колеса (4 ведущих колеса) |
Максимальная скорость: | |
Вперед | 1 – 11,5 км/ч (13.2 км/ч), 2- 38 км/ч (37 км/ч) |
Назад | 24 км/ч (28.5 км/ч) |
Тормозная система | дисковые тормоза на 4 колесах |
Рулевое управление | поворот шарнирно-сочлененной рамы влево-вправо 37° (36°) |
Радиус разворота (по углу ковша) | 6 770 мм (5 920мм) |
Подвеска | жестко закрепленная ось спереди, качающаяся задняя ось |
Угол качания заднего моста | ±11° |
Максимальный преодолеваемый уклон | 50 % (50 %) |
Колесная база | 3 250 мм (2 750 мм) |
Колея | 2 150 мм (1 800 мм) |
Дорожный просвет | 440 мм |
Длина со стандартным ковшом | 7 830 мм |
Длина в транспортировочном положении | 7 935 мм (7 080 мм) |
Ширина (по ковшу) | 2 970 мм (2 424 мм) |
Полная высота по кабине | 3 450 мм (3 230 мм) |
Время рабочего цикла | 10,6 с (10,5 с) |
Время подъема ковша (с номинальной загрузкой) | 5,7 с (5,7 с) |
Время выгрузки ковша | 1 с (1,2 с) |
Время опускания пустого ковша | 3,9 с (3,6 с) |
Рабочее давление гидросистемы | 18 МПа (16 МПа) |
Удельный расход топлива | 228 г / кВт/ч (220 г / кВт/ч) |
Эксплуатационная масса | 16 500 кг (10 200 кг) |
Объем ковша | 3 м3 (1,8 м3) |
Максимальная высота разгрузки | 3 200 мм (2 980 мм) |
Вылет ковша при разгрузке | 1 130 мм (1 100 мм) |
Максимальный угол разгрузки | 45° (45°) |
Номинальная грузоподъемность | 5 000 кг (3 000 кг) |
Опрокидывающая нагрузка | 10 000 кг (6 000 кг) |
Максимальное тяговое усилие | 155 кН (92 кН) |
Максимальное вырывное усилие ковша | 165 кН (120 кН) |
Ёмкость топливного бака | 280 л (155 л) |
Объем бака гидросистемы | 210л (170 л) |
Аккумулятор | 24 В; 160 Ач (24 В; 165 Ач) |
Шины (спереди и сзади) | 23,5-25-16PR (17,5-25-12 PR) |